Не забудьте сделать репост в соц сети!

вторник, 30 января 2018 г.

«Я отказалась от карьеры в консалтинге ради работы в школе» – как научить ребенка финансовой грамотности



Директор образовательных программ Panda Money и выпускница программы «Учитель для России» Екатерина Трушина рассказала Rusbase, почему она отказалась от карьеры в консалтинге ради работы в обычной школе, зачем искать финансовые задачи в литературных произведениях и как создать детский мобильный банк.

Однажды мне просто понравилось вести урок...

Я окончила Финансово-экономический университет в Петербурге и во время учебы успела поработать на бирже, в крупной автомобильной компании, в финской производственной компании.

К последнему курсу университета я накопила опыт для работы в консалтинговой компании BCG. И именно тогда я первый раз наткнулась на рекламу программы «Учитель для России».


В рекламе говорилось, что эта программа отбирает профессионалов из разных областей, готовит их к школе и направляет работать учителем в российские школы, находящиеся в сложном социально-экономическом контексте. Неожиданно для себя я подала заявку.


Дома меня не поддержали. Это решение мне и самой казалось странным. Я не могла найти для себя рациональных аргументов и решила, что заполню заявку и посмотрю, что будет дальше.

Отборочный тур в программу проходил в офисе BCG. Я поняла, что интуиция меня не подвела, ведь это отличный способ узнать изнутри компанию, в которой я еще недавно хотела работать. Но когда я пришла на отбор, то на все 8 часов забыла, что нахожусь в BCG.

Мне было интересно вести урок, знакомиться с людьми из образования, выполнять задания. Я ушла абсолютно счастливой. К тому моменту когда меня пригласили в программу, было уже столько пройдено, что я не смогла отказаться.

Когда доверяешь своей интуиции

Некоторым людям это покажется странным, но я доверяю своей интуиции. Почему-то я была уверена, что эта возможность появилась не просто так и она была важной.

Я читала стихотворение «Три пальмы» Михаила Лермонтова и поняла, что это кривая альтернативных издержек.

Я собиралась работать учителем экономики и обществознания, но в московскую школу №554 меня взяли на должность учителя литературы. В этом была ирония судьбы, но именно она позволила мне найти дело, которое я по-настоящему полюбила.

Однажды мы с классом читали стихотворение «Три пальмы» Михаила Лермонтова, и я не могла избавиться от мысли, что на данном примере можно легко построить кривую производственных возможностей.

Мы задавались такими вопросами: «Почему пальмы недовольны своей жизнью? Что разрушает покой и гармонию, которыми дышат первые строфы стихотворения?».

Неожиданно я спросила класс: «К каким факторам производства вы бы отнесли пальмы?» Повисла тишина. Я построила график и попробовала объяснить детям стихотворение с точки зрения экономики.

После у нас возник спор «лириков» и «экономистов» по поводу использования природных ресурсов и должного отношения к природе. Мы подняли важную проблему взаимоотношений человека и природы, потребительского отношения ради сиюминутных желаний.


«Я отказалась от карьеры в консалтинге ради работы в школе» – как научить ребенка финансовой грамотности


Екатерина Трушина на мастер-классе по финансовой грамотности

Через призму стихотворения мне удалось выйти на одну из главных экономических тем — как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения неограниченных потребностей.

Урок прошел замечательно, поэтому на одном примере я не остановилась. Например, я поняла, что через «Преступление и наказание» можно объяснить деятельность микрофинансовых организаций, схему кредитования. Через «Мертвые души» можно много узнать о налогах; можно разобрать бюджет семьи Карениных и сделать выводы об устройстве быта в конкретную эпоху.



Так я переделала школьный курс экономики...

После череды вдохновляющих уроков я пришла к директору и попросила ввести экономику в школьный курс. Со следующего года я стала руководителем экономического направления, в которое вошли три профильных класса.

Когда я взяла в руки учебники по экономике, я впала в ступор. Одно дело — объяснить кривую производственных возможностей на примере «Трех пальм», другое дело — каким-то образом разбирать сухую теорию, а именно так и написаны были учебники: ни одного живого кейса и актуального примера.

Я попробовала объяснять теорию и поняла, что детям не очень интересно. Однажды на уроке я отложила учебник и просто спросила у учеников, какие у них есть вопросы, которые могли бы касаться нашего предмета.

Поднялась первая рука: «А почему одни люди богатые, а другие бедные?». Затем еще одна: «Почему цены на похожие товары такие разные?», «Почему в одних странах люди живут хорошо, а в других нечего есть?», «А правда, что скидок не существует?».

Так мы собрали около 120 вопросов, и я раскидала их по курсу экономики. Оказалось, что отвечая на них, мы сможем пройти программу за год и даже охватить темы, которые предстоят нам только через 2-3 года.

Каждый урок начинался с вопроса. На протяжении всего курса мы отталкивались от реальных потребностей и интересов школьников.

Спустя полгода занятий мы с ребятами из 10 класса вышли на кейс-чемпионат в МГУ. Туда не прошла ни одна школьная команда кроме нас. Все остальные были студентами МГИМО, МГУ, НИУ ВШЭ и других вузов. Мои ребята заняли 4 место — это была наша большая победа.

... и открыла курсы финансовой грамотности

Когда я распределила все вопросы по экономике, оказалось, что большой блок относился к теме финансовой грамотности, то есть к проблемам, связанным с личными деньгами детей. Но данная тема не входила в курс экономики.

Эти проблемы были более мелкого, скорее бытового характера, но интересовали детей намного сильнее. Тогда я приняла решение открыть в школе курсы финансовой грамотности.

На занятиях дети учились проверять подлинность сайта, безопасно совершать платежи, узнавали что такое инвестиции, в каких случаях необходимо страхование, какие тренды есть в мире финтеха и как это может повлиять на наше будущее.

Спустя некоторое время я написала свой учебник по финансовой грамотности для 10-11 классов. Сейчас он вошел в федеральный перечень учебников, и любая школа может официально по нему учиться. Я старалась написать его на максимально доступном языке, приводить в пример актуальные кейсы, выбирать самые эффективные методы обучения конкретной теме.

А потом появился мобильный банк с обучением финансовой грамотности

Во время занятий со школьниками я выяснила, что у детей реально есть деньги. Но они не находятся в безопасности по ряду причин.

  • Во-первых, дети часто теряют деньги или их воруют хулиганы.
  • Во-вторых, дети дают друг другу взаймы и не всегда возвращают.
  • В-третьих, дети часто пытаются накопить определенную сумму на желание, но не могут.
  • А еще дети пытаются совершать финансовые операции в онлайне, и совершают множество ошибок.

Я осознала, что на сегодняшний день у школьников нет никакого финансового инструмента, который бы им подсказывал, как действовать правильно и эффективно.

У взрослых есть мобильные банки, банковские карты, вклады, приложения, помогающие анализировать доходы и расходы, покупать со смартфона акции и облигации, а у детей нет ничего. Но есть деньги.

Так мне пришла идея создать детский мобильный банк, который также обучал бы финансовой грамотности. Я нашла московскую команду, которая уже работала в сфере финансовых технологий, и пришла к ним с предложением создать первый детский мобильный банк с обучающими элементами.

Приложение называется Panda Money. Сейчас у него 10 тысяч скачиваний, оно вошло в рейтинг самых привлекательных для западного рынка приложений наряду с Telegram и LinguaLeo. Нашу команду пригласили в закрытый государственный акселератор Японии.

Мы получили несколько предложений от банков Японии, Сингапура и Европы. Сейчас мы сделали лишь небольшой шаг: выпустили электронную копилку, вшили внутрь часть банковской механики, подготовили прототип детского банка. Впереди у нашей команды большие планы. Я верю в эту идею и точно знаю, что детям это реально поможет.

Сейчас я периодически преподаю, провожу игры, мастер-классы по финансовой грамотности, езжу по разным городам России.

Параллельно с этим я руковожу проектами по финансовой грамотности в Сбербанке и, конечно же, развиваю проект детского банка.

Все эти многочисленные проекты, идеи и возможности, которые у меня появились в жизни, просто не состоялись бы без опыта работы учителем в обычной общеобразовательной школе. Все-таки моя интуиция меня не подвела.

Как научить ребенка финансовой грамотности

  • Позвольте ребенку принимать участие в планировании семейного бюджета. Например, распланируйте бюджет Дня рождения ребенка вместе с ним. Так он будет учиться принимать решения в условиях ограниченного бюджета, поймет, что желания не всегда соответствуют возможностям, а некоторые вещи можно заменять более дешевыми аналогами. Также совместно можно принимать решения о крупных покупках, подумайте вместе с ребенком над всеми минусами и плюсами этой покупки, просчитайте какая сумма потребуется на приобретение товара и возможно ли ее оплатить сразу целиком. Таким образом, ваш ребенок сможет познакомиться с азами семейного планирования, а также в реальной ситуации сможет столкнуться с понятиями кредит, рассрочка, лизинг и другое.
  • Попросите ребенка посчитать затраты на его обучение. В продолжении темы планирования можно попросить ребенка составить список всего необходимого к учебному году. Для него будет полезно рассчитать и спланировать объем средств, которые мы ежемесячно и ежегодно тратим на образование наших детей — от канцелярии до репетиторов.
  • Знакомьте детей с профессиями будущего и рассматривайте затрачиваемые силы, время и деньги на обучение как инвестицию. Предложите ребенку выбрать одну из профессий и решить (обязательно рассмотрите и обсудите профессии будущего), какие для нее нужны знания и навыки. Пусть ребенок сам расскажет, во что необходимо инвестировать свое время, силы, знания и деньги, чтобы овладеть этой профессией. Через инвестиции в знания позже можно будет объяснить такие понятия, как акции и облигации.
  • Позвольте ребенку помочь вам разобраться в digital-сфере. Если вы долго стоите в очереди банке, не стесняйтесь попросить ребенка разобраться в мобильных приложениях этого банка, которые смогут облегчить вашу жизнь. Скорее всего, ребенок найдет информацию быстрее, и ваше доверие, возможно, мотивирует его на обучение в этой сфере.
  • Не давайте готовых ответов. Например, если ваш ребенок хочет смартфон, не покупайте его сами. Попросите ребенка проанализировать несколько сайтов, сравнить характеристики, найти аналоги, проверить рейтинги сайтов. Задавайте ребенку вопросы: как ты думаешь, почему здесь дороже? влияет ли гарантия на цену? какие условия страхования? Мотивируйте ребенка к размышлению.
  • Играйте в игры, связанные с финансовой грамотностью. У ребенка формируется экономическое мышление, когда он строит город или предприятие, принимает решения по поводу вкладов и кредитов, видит последствия решений. В этой сфере есть множество увлекательных настольных игр: Денежный поток, Монополия, Инвестор 3000, Стартап, LibertEx. Если ребенок, например, любит компьютерные игры, можно предложить ему поиграть в Финансовый футбол, Финансовую игру, Ваши финансы, Виртономику и игру «ЖЭКА».
  • Переведите детей с бумажных денег на электронные. Это защитит детей от воровства и потери денег, а также они смогут анализировать доходы и расходы при помощи приложений. Многие банки предлагают выпустить к карте родителя дополнительную карту ребенка. До 14 лет можно заводить prepaid-карты с ограниченной суммой вклада. Также есть карты, которые выпускаются в привязке к электронным кошелькам. Родитель может сам решить, готов ли ребенок пользоваться картой без контроля родителей.
  • Мотивируйте ребенка откладывать деньги на желания. Как только ребенок начинает копить на важную цель, он избавляется от импульсивных трат.
  • Договаривайтесь. Если ваш ребенок – фанат онлайн-игр, устанавливайте лимит, за пределы которого ребенок выходить не может. Помните, что форма сотрудничества намного лучше контроля.

Предложите ребенку почитать интересные книги по финансовой грамотности:


  •  «Дети и деньги» Е. Блискавки для детей 8-10 лет
  •  «Начинающий инвестор» Г. Карлица, «Удивительный приключения в стране Экономика И. Липсица» для детей 11-13 лет
  •  «Юный инвестор» К. Бэйтман, «Пес по имени Мани» Б. Шеффер для детей 14-16 лет
  •  «Мани или азбука денег» Б. Шеффер для детей 17-18 лет
  • Не забывайте обучаться финансовой грамотности сами. Для этого также есть список полезных книг:
  •  «Дети и первые деньги» Р. Петемкин и Е. Кавакевич
  •  «Богатый ребенок, умный ребенок» Р. Кийосаки  и Ш. Лектер
  •  «Почему отличники работают на троечников, а хорошисты на государство?» К. Роберт
  •  «Дети и деньги. Растим миллионера» Е. Красавина и Е. Бродникова
  •  «Миллион для моей дочери» В. Савенок




Читайте нас в фейсбуке и телеграме



Комментариев нет:

Отправить комментарий

3

1