Не забудьте сделать репост в соц сети!

четверг, 25 января 2018 г.

Transparency назвала самые непрозрачные российские компании

Transparency оценила прозрачность крупнейших российских компаний, среди них только 32 из 200 получили оценку выше среднего, лишь 16% контролируют финансирование политических проектов. В компаниях не согласны с оценками экспертов

Российские компании с крупнейшей выручкой непрозрачны, говорится в исследовании «Трансперенси Интернешнл — Россия» (есть у РБК). Всего 32 компании из 200 набрали более пяти баллов из возможных десяти, 41 компания не получила ни одного балла. Наиболее прозрачными оказались представители сферы телекоммуникаций, наиболее закрытыми — компании, имеющие отношение к строительству инфраструктуры, сельскому хозяйству и продуктам питания. Первые три позиции в общем рейтинге заняли «Магнит», Сбербанк и «Казаньоргсинтез». Последние в рейтинге — «Евросеть», «Бэст прайс» (торговая марка Fix price), «Автомир», «Велесстрой», буровая компания «Евразия» и другие.

«Вся необходимая информация была взята из кодексов этики и антикоррупционных политик компаний, кодексов поведения поставщиков, годовых отчетов, всех источников, размещенных на сайтах», — рассказала РБК координатор проекта Анастасия Иволга.

В докладе «Прозрачность корпоративной отчетности крупнейших российских компаний» были проанализированы 200 крупнейших компаний из рейтинга РБК-2016. Исследование проводилось по трем направлениям: корпоративные программы в области противодействия коррупции, раскрытие данных о дочерних и ассоциированных компаниях и данные по странам, в которых компания ведет свою деятельность. На среднем значении этих трех критериев был выведен индекс прозрачности.

Борьба с коррупцией

По первому критерию — «антикоррупционные документы» — максимальный результат (92%) показали АЛРОСА, Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) и «Ланит». Авторы исследования оценивали приверженность компаний принципу «нулевой толерантности» к коррупции — как эта политика применяется внутри компании к сотрудникам и директорам, а также к ее субподрядчикам. Кроме того, важно, как компания соблюдает законодательство, есть ли в ней политика принятия и дарения подарков, а также существует ли конфиденциальная горячая линия, чтобы сообщать о случаях коррупции. Ноль по этим показателям получили сразу 82 компании. Чуть лучше (4%) выступили «Уралхим», ГАЗ, «ЮТэйр».

​«Мы абсолютно не согласны с критериями оценки в данном разделе. Организаторы рейтинга не обращались к нам с запросами документов по антикоррупционной политике, а значит, исследовался только один канал коммуникации — сайт», — заявили в пресс-службе группы ГАЗ (39-е место в общем рейтинге). Там отметили, что на сайте компании есть информация о горячей линии для обращений по поводу нарушения этических принципов, на основе которых проводятся служебные расследования. Все документы, посвященные комплаенс-контролю, действуют с 2011 года и размещены на внутреннем сайте компании, добавили в ГАЗе.

Прозрачность структуры

Второй критерий касался организационной прозрачности. Российское законодательство не обязывает юридические лица раскрывать информацию обо всех аффилированных, дочерних или ассоциированных компаниях. Однако это существенно затрудняет установление взаимосвязи между юрлицами и создает возможности для совершения коррупционных преступлений, считают авторы доклада.

По результатам исследования 55 компаний (28%) из выборки вообще не раскрывают никакой информации о своих дочерних и ассоциированных структурах. Раскрывают такую информацию в максимальном объеме только две компании — «Магнит» и «Россети». Лидерами по прозрачности организационной структуры также стали компании из сферы телекоммуникаций — «МегаФон», МТС, «ВымпелКом» и «Ростелеком» плюс Сбербанк, среди банков — Сбербанк и Газпромбанк.

Transparency назвала самые непрозрачные российские компании

«Результатом мы довольны. Он отражает постоянную работу над улучшением качества раскрытия информации», — заявили РБК в пресс-службе Сбербанка. Того же мнения придерживается компания «МегаФон», которая заняла девятую строчку в общем рейтинге. «Независимая оценка подтвердила наши высокие результаты в области прозрачности. Мы работаем над тем, чтобы профессионально и открыто демонстрировать наши результаты, учитываем все предъявляемые требования к отчетности», — сказала руководитель пресс-службы «МегаФона» Юлия Дорохина.


Третья часть исследования посвящена раскрытию компанией данных о финансовых показателях в странах ведения деятельности. Этот критерий оказался применим только к 115 компаниям, у которых есть зарубежный бизнес. Средний показатель по всей выборке составил всего 4%. При этом 87 компаний не раскрывают подобной информации совсем. К таким относится, к примеру, «Ростелеком». ​Как отметил представитель компании Андрей Поляков, в оценке этого критерия больше бы подошла дифференцированная шкала оценки, учитывающая материальность зарубежных операций компаний рейтинга. «Это позволит учитывать специфику компаний, сфокусированных на российском рынке, чей зарубежный бизнес ничтожно мал и не требует детального раскрытия информации», — сказал он.

Максимальный результат здесь показал Сбербанк, его пострановую отчетность оценили на 64%. На втором месте оказался «Нижнекамскнефтехим» (60%), хотя, кроме России, ​ он осуществляет деятельность всего в одной стране. Второму госбанку — ВТБ — за раскрытие отчетности в других странах дали всего 1% (в итоге банк занял 78-е место в рейтинге).

В ВТБ не согласны со своим местом в рейтинге. Как заявили в пресс-службе банка, рейтинг Transparency дискриминирует тех, кто управляется и, следовательно, раскрывает информацию по другим принципам. «Группа ВТБ управляется по глобальным бизнес-линиям вне зависимости от страны присутствия. В нашем случае у нас одно из самых развернутых сегментных раскрытий на рынке корпоративной МСФО-отчетности, которое полностью соответствует стандарту IFRS8 (принцип которого «как управляете, так и раскрываете»), но при этом дополнительных баллов в отчете мы не получим», — отметили в банке.

Transparency рекомендует


«Нельзя считать удачными антикоррупционные политики и этические документы, обязательные к соблюдению только отдельными группами сотрудников», — пишут авторы доклада. Поэтому одной из главных рекомендаций для компаний является распространение антикоррупционных политик на руководителей и топ-менеджмент компаний.

Кроме того, большое значение авторы уделяют запрету на «платежи за упрощения формальностей», сейчас он есть только в 20% компаний. Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц относит «платежи за упрощение формальностей» (ускоряющие выплаты) к незаконным действиям. Российское законодательство не содержит такого понятия, но в 2013 году Верховный суд отнес такие платежи к взяткам.

В идеале положения этических документов должны содержать формулировки, прямо запрещающие совершение таких платежей в любой форме во всех странах, где компания ведет деятельность, говорится в докладе. Удачным примером тут является Сбербанк, а также ГК «Мегаполис», в чьем кодексе к тому же четко прописано определение таких платежей. Формулировки из этических кодексов ЛУКОЙЛа и «Ростелекома» авторы доклада приводят как пример, где эти правила можно обойти.

Особое внимание в плане снижения коррупционных рисков, отмечают авторы, компаниям стоит уделить в вопросах финансирования политической деятельности. По данным исследования, всего 16% компаний контролируют свои взносы политическим партиям, некоммерческим организациям либо независимым кандидатам. При этом некоторые компании запрещают это сотрудникам, но не руководству или контрагентам.

Как отметил заместитель генерального директора «Трансперенси Интернешнл — Россия» Илья Шуманов​, четыре компании в рейтинге даже не имеют действующего официального сайта — это «Транснафта», Южная нефтеперерабатывающая компания, Урало-сибирская металлургическая компания и «Северэнергия». При этом «Транснафта», оценили в Transparency, является одним из крупнейших коммерческих доноров КПРФ: в 2016 году она пожертвовала политической партии 43 млн руб., следует из доклада.

Transparency назвала самые непрозрачные российские компании

Не судить по фасаду


«Высокая позиция в рейтинге [по критерию «антикоррупционные документы»] и приведенные в отчете комментарии дают хорошую обратную связь для планирования дальнейшей работы», — сказали РБК в группе НЛМК (13-е место в общем рейтинге). В числе приоритетных для себя направлений в данной области компания называет обучение, повышение прозрачности корпоративных процедур и развитие современных технологий работы с данными для предотвращения нарушений.

«С позицией по антикоррупционным документам [шестое место] в рейтинге мы категорически не согласны. Полагаю, что рейтинговать по веб-сайту — все равно что судить об Эрмитаже по фасаду Зимнего дворца», — заявил вице-президент по комплаенсу «ВымпелКома» Ильсур Ахметшин. В общем рейтинге компания занимает 15-ю строчку.

Все данные были собраны с официальных сайтов компаний до 1 июня 2017 года и отправлены компаниям на сверку в систематизированном виде, рассказал Илья Шуманов. Отозвались на рассылку и предоставили дополнительные данные либо опубликовали новую информацию на своих сайтах, по его словам, 11 компаний: РУСАЛ, НЛМК, МТС, Сбербанк, Промсвязьбанк, «Ростелеком», «Детский мир», «Русагро», «Ланит», «Сургутнефтегаз» и банк «Санкт-Петербург».

Крупнейшие компании рейтинга РБК 500 набрали меньше 50% по индексу прозрачности, но оказались в верхней половине списка: «Роснефть» заняла 34-е место, «Газпром» — 46-е, а ЛУКОЙЛ — 57-е.

Автор: Екатерина Копалкина.
При участии: Александра Посыпкина, Светлана Бурмистрова, Валерия Комарова, Екатерина Литова.
Источник РБК





___________________________________________________


Читайте нас в фейсбуке и телеграме


Комментариев нет:

Отправить комментарий

3

1