суббота, 30 марта 2019 г.

Почему россияне не руководят глобальными компаниями

27 марта 2019 Ярослав Глазунов
Россия — самое большое государство на земле, расположенное в Европе и Азии. Территория страны занимает 1/7 часть планеты. Почти 12% площади суши Земли и более 12% всех, уже освоенных человеком территорий тоже принадлежит ей. Но при этом влияние России в мировой экономике весьма ограничено, поскольку ее вклад в мировой ВВП не превышает и 4%. И это несмотря на крупнейшие в мире запасы природного газа, второе место по объемам добычи нефти, ядерные и космические технологии, существенный экспорт зерна и вооружений.

Почему россияне не руководят глобальными компаниями


Однако я хотел бы рассмотреть другой вызов, который стоит перед россиянами, — крайне низкий процент выходцев из России среди членов правления и советов директоров крупнейших компаний мира, входящих в список S&P500.

Тех, кто имеет хоть какое-то отношение к России в руководстве этих компаний не просто мало — ничтожно мало. Российский офис Spencer Stuart недавно провел исследование присутствия «русских» в крупнейших корпорациях из списка S&P500, взяв 200 компаний из верхней части списка (то есть с 1 по 200). Шаг за шагом нами были проанализированы порядка 4 тысяч биографий топ-менеджеров и членов советов директоров на наличие у них хоть какого-то отношения к России: российские корни, знание языка, учебы или работы.

Результаты оказались очень показательными. Иностранные топ-менеджеры, попавшие в нашу выборку, имели определенные связи с Россией. 32,4% отвечали или до сих пор отвечают в своих компаниях за бизнес в России и регионе Восточной Европы. 23% из них работали или работают в советах директоров крупных российских компаний. Примерно такое же количество знают или изучали русский язык. 13,5% взаимодействовали с нашей страной на политической стезе ( например, работали в совместных российско-американских объединениях наподобие Американо-Российского делового совета).

Однако, к сожалению, лишь трое из числа топ-менеджеров 200 ведущих компаний мира оказались выходцами из России:


  • Ник Шрайбер — член совета директоров Сampbell soup company и бывший СЕО Tetra Pak, который имеет русские корни.
  • Алекс Белоголовский — корпоративный вице-президент и генеральный директор компании одного из дивизионов в Applied Materials, Inc., где он отвечает за разработку системного ПО для полупроводниковых производственных линий.
  • Сергей Брин — основатель Google, выходец из семьи математиков, переехавшей в США на постоянное место жительства в 1979 году. Тогда, напомню, Сергею было всего 5 лет.


Трое из 200 — это даже более отрезвляющая цифра, чем 4% от мирового ВВП. Она тем более досадная, если учесть, что в глобальных компаниях работает немало высокооплачиваемых выходцев из России, особенно в высокотехнологичных секторах экономики. Но в руководстве этих компаний их нет. Над этим, на мой взгляд, стоит задуматься.

Почему же Россия выпускает умных и талантливых профессионалов, которые пробиваются на ключевые позиции даже в самых передовых отраслях экономики, но тем не менее не могут дорасти до того, чтобы занять топовые позиции в управлении крупных международных компаний? Для успешной международной карьеры российскому управленцу дается отличное знание предметной области. Путем самоотверженного труда он приобретает необходимую комбинацию из навыков и опыта, которую мы называем кратко hard skills. Но его soft skills (навыки коммуникации, ведения переговоров, умение понимать и принимать чужие точки зрения, находить компромисс, а также способность убеждать в своей правоте, мотивировать, вести за собой) остаются на базовом уровне. В крупных международных компаниях к списку необходимых требований добавляются навыки кросс-культурной коммуникации и умения выстроить отношения в интернациональной среде.

Если hard skills добывается в процессе обучения, где мы располагаем качественной и работающей системой образования, то с soft skills дело обстоит куда сложнее. Здесь приобретенный опыт важнее формального обучения. Открытость нынешнего современного поколения — это, безусловно, значительный шаг по сравнению с поколением их родителей. Знание иностранных языков, активность в путешествиях ощутимо упрощают открытие возможностей обучаться и находить работу за рубежом, снимают ряд первых барьеров. Но далее наши соотечественники проигрывают в конкурентной борьбе из-за непонимания или неверного восприятия чужих культур, от которых и зависит способность поддерживать эффективную рабочую коммуникацию с зарубежными коллегами. А это значит, что им по-прежнему недоступны столь необходимые навыки soft skills: методы убеждения, способы распространения влияния или умение «встраивать наш код» в культуру международной организации, то есть именно то, что жизненно необходимо для любого топ-менеджера (сначала понять, а затем быть понятым).

Неумение (в буквальном смысле) поговорить с коллегами или подчиненными на одном с ними понятийном языке резко ограничивает уровень россиян на карьерной лестнице. Возникает ситуация, когда фактор культурной интеграции в среду становится решающим фактором.

В современных условиях карьера амбициозного профессионала невозможна без дорожной карты и тщательного планирования. И, прежде всего, необходимо четкое понимание цели или хотя бы того направления, в котором следует двигаться.

Время имеет ключевое значение. Если вам за 50, то экспериментировать и искать себя крайне сложно. Если же вы молоды, то поможет работа в нескольких отраслях, имеющих выход на международные рынки, а еще лучше — в известной глобальной компании. Крайне важно видеть вдохновляющие примеры успешных карьер. Нужно задаваться вопросом «Что мне нужно сделать для того, чтобы повторить этот успех?».

Итак, вы ничего не добьетесь без понимания того, куда и к чему вы стремитесь и без навыков, необходимых для культурной интеграции. Однако это лишь необходимое, но недостаточное условие. Для успешной глобальной карьеры нужны еще три вещи.


  1. Экспертиза. Вы должны стать экспертом в той области, которую выбрали для своей работы и … разбираться в ней лучше других. Это могут быть финансы, маркетинг, HR или цифровая трансформация компании. Вы можете обладать глубокими знаниями какой-то специфической отрасли или стать экспертом некоммерческой организации.
  2. Сеть контактов. Одновременно нужно выстроить вашу собственную сеть профессиональных контактов, устойчивые связи с ключевыми отраслевыми игроками: «спонсорами», менторами, руководством, коллегами на том же уровне что и вы, партнерами, поставщиками, подрядчиками, основными клиентами. Чем лучше будут ваши отношения с ними, тем выше шансы получить однажды интересное предложение или раньше других узнать о чем-то важном.
  3. Позиционирование. Если именно ваше имя вызывает у людей ассоциации с вашей предметной областью, если даже те, с кем вы лично не знакомы, знают о вас и о том, чем вы занимаетесь, то именно вам отдадут предпочтение, когда международной компании потребуется конкретный эксперт.

Влияние всегда исходит от конкретных людей. Управленцы-экспаты в руководстве международных компаний так или иначе работают на укрепление позиций своих стран, хотя бы в силу того, что они применяют в бизнесе свой опыт, знания и связи. Поскольку их формирование личности прошло в родной стране, неудивительно, что часто именно оттуда они привлекают талантливые кадры, деловых партнеров, влияют на решение о размещении в стране, где выросли производства или центра по разработке новых продуктов. И что, пожалуй, наиболее важно: они еще и служат ролевой моделью для своих соотечественников, подают пример амбиций для новых управленцев, которые пока только мечтают о работе на мировом уровне.

Конечно, наших управленцев ждет высокий уровень конкуренции на рынке труда в странах, где бизнес-культура сформирована по англосаксонской модели. Но есть страны, где существует более низкий входной порог для иностранных руководителей. Речь идет об ОАЭ, Сингапуре, Нидерландах или Гонконге. В них тоже есть большое количество людей с самым разным культурным бэкграундом, и новичку здесь будет гораздо проще интегрироваться и научиться находить общий язык.

Для устойчивого экономического развития нам сегодня уже недостаточно лишь отечественного бизнеса или воспитания поколения управленцев только в своей стране. Тем, кто хочет, чтобы наша страна действительно приобрела больший вес в мировой экономике и вышла за пресловутые 4% ВВП, следует сделать все, чтобы сначала вырос процент культурно близких нам управленцев в крупнейших компаниях, которые и определяют курс развития мировой экономики.

Даже действуя косвенными методами, «наши» люди в крупных компаниях смогут создать на родине больше возможностей, больше рабочих мест и больше новых продуктов, а возможно, еще и существенно поменять наше общее мышление. Все это, на мой взгляд, даст больше, чем реализация любых, пусть даже самых громких инициатив, по импортозамещению.

В спорте чемпионом всегда становится тот, кто когда-то дерзнул мечтать об этом. То же правило работает и в бизнесе: если вы поставите себе цель войти в правление или в совет директоров глобальной компании, ваши шансы точно повысятся. И чем больше будет таких амбициозных людей, тем больше вероятность того, что наша страна займет достойное место в глобальной экономике. Звучит нетривиально? Дорога в тысячу миль начинается с первого шага, но самое сложное — это сознательно найти место для такого шага вперед.

Об авторе. Ярослав Глазунов — управляющий партнер российского офиса компании Spencer Stuart.

Источник

__________________________________________________________

читайте нас в фейсбуке, телеграмме и вконтакте


воскресенье, 24 марта 2019 г.

Анализ биографий и карьерных траекторий российских высших госслужащих



Откуда берутся министры
Анализ биографий и карьерных траекторий российских высших госслужащих не подтверждает гипотезы о военизированном характере путинской элиты

* Нам кажется, этот материал может быть транслирован в HR-практики в компаниях, это хорошая иллюстрация того, что на Западе называется Employee Journey Maps, см.

  1. Управление карьерой – забота не только сотрудника, но и работодателя
  2. Тенденции в Картах путешествия сотрудников (Employee Journey Maps)
  3. Зачем мне нужны данные в Journey Maps?
  4. Как заработать при помощи мэппинга путешествий сотрудников


Итак,

Уроженцы больших городов с дипломами ведущих гражданских вузов имели больше шансов занять высокий государственный пост в правительстве Дмитрия Медведева при президенте Владимире Путине, чем провинциалы и выпускники военизированных учебных заведений. Но близость социального происхождения и образования не означает оформления единой кадровой политики: министерства и ведомства комплектовались высшими управленцами по разным принципам – от меритократического до ярко выраженного земляческого. При этом более эффективно (как минимум с формальной точки зрения) работали госорганы, где в руководстве было больше карьерных бюрократов, последовательно прошедших ступени служебной лестницы.

Анализ биографий и карьерных траекторий российских высших госслужащих



Георгий Борщевский из РАНХиГС проанализировал биографии и карьерные траектории 381 высшего госслужащего в федеральных министерствах, в том числе министров (21 человек), их заместителей (138 человек, включая первых замминистра) и директоров департаментов (222 человека) в кабинете образца 2017 г. Главным условием попадания в элиту оказалась вовсе не принадлежность к силовикам: всего 10% высших управленцев имеют военное образование, а доля выходцев из армии и правоохранительных органов составляет лишь 2%, что опровергает теории о «военизированном характере» путинской элиты, пишет Борщевский. Ключевыми признаками нынешних управленцев стали рождение в крупных городах и учеба в московских и петербургских (ленинградских) вузах: этим признакам соответствует около 60% высших госслужащих. Для сравнения: из 10 лидеров последнего рейтинга Forbes в городах-миллионниках родились лишь двое, а закончили московские и ленинградские вузы – семеро.

Большая доля уроженцев крупных городов, в том числе обеих столиц, и выпускников ведущих университетов не случайна: их студенты отличаются высокой мотивацией при поступлении и в учебе, во время которой они получают первый опыт работы и обзаводятся знакомствами, способными стать трамплином для дальнейшей карьеры. Жители столиц, как правило, обладают более выгодными стартовыми возможностями для ускоренного продвижения по службе. Влияние проектов подготовки высших управленцев в ведущих вузах страны, которые курирует администрация президента, на кадровый состав правительства пока выявить трудно: целенаправленная политика совпала с естественной сменой поколений.

Значительная доля жителей крупных городов с качественным образованием среди высшей бюрократии еще не означает, что в России сложилась единая система формирования высших управленческих кадров. По мнению автора исследования, министерства образца 2017 г. можно условно разделить на три группы в зависимости от принципов подбора руководства. В частности, Минфин, МИД, МВД, Минюст, Минтруд и МЧС образца 2017 г. можно назвать «кадровыми»: министерские посты и большую часть руководящих там занимали чиновники, прошедшие в своих ведомствах все ступени служебной лестницы. Минспорт, Минобрнауки (до его разделения в 2018 г.) и Минздрав Борщевский относит к «экспертным» или технократическим: ими руководили люди с профильным образованием и опытом работы. Наконец, Минтранс и Минстрой возглавляли политические назначенцы без опыта и профильного образования.

Впрочем, и в таком кабинете были ведомства, руководители которых предпочитали подбирать себе команду по принципу землячества или совместной учебы. В частности, при прежнем министре сельского хозяйства Александре Ткачеве почти половина его руководителей были уроженцами Краснодарского края (Ткачев был губернатором края в 2000–2015 гг.), а один из заместителей министра и два начальника департамента – выходцами из той же станицы, что и сам Ткачев, «что вряд ли можно назвать случайностью», отмечает Борщевский. Большинство высших госслужащих в Минюсте были уроженцами Ленинграда и выпускниками юридического факультета СПбГУ – alma mater и самого Владимира Путина.

Это не означает, что по личному знакомству подбирались высшие управленцы всех министерств. В некоторых ведомствах (например, в Минфине) действовал меритократический принцип отбора, когда критерием повышения становится эффективная работа на прежней должности, в других важнее не успех в работе, а последовательное прохождение должностей без серьезных нареканий руководства.

Как отмечает Борщевский, наиболее эффективно исходя из показателей выполнения госпрограмм и (или) роста ВВП в порученных сферах работали министерства, возглавляемые карьерными бюрократами, за ними следовали «технократические» ведомства. Наименее успешной была деятельность политических назначенцев.

Ведомости

__________________________________________________________

читайте нас в фейсбуке, телеграмме и вконтакте





понедельник, 18 марта 2019 г.

Как на госслужбу попадают негодные люди



Аресты Арашукова и Горринга стали следствием избирательной работы кадровых фильтров.
Скандалы с чиновниками и парламентариями, арестованными по подозрению в тяжких преступлениях, отражают провалы в работе государственных кадровых служб, которые не выполняют роль фильтра, не допускающего на ответственные должности сомнительных кандидатов.

В субботу суд арестовал бывшего первого заместителя директора «Росгеологии» Руслана Горринга, задержанного 7 марта оперативниками ФСБ в аэропорту «Внуково», ему предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере. Громкое коррупционное дело чиновника уже не сенсация, любопытнее другое. Как сообщил СКР, Горринг, носивший прежде фамилию Ганижев, в 2011 г. должен был передать подмосковному чиновнику 5 млн руб. от предпринимателя за невоспрепятствование коммерческой деятельности. Отпущенный под подписку о невыезде Ганижев тогда скрылся, позднее сменил фамилию на Горринг, устроился под новым именем на работу в АО «Росгеология», где дослужился до первого заместителя гендиректора. Неизвестно, как дальше складывалась бы его карьера, если бы не громкий скандал из-за опубликованной в соцсетях видеозаписи, где Горринг материт участников сетевой игры, рассказывает подробности своей интимной жизни.
Как на госслужбу попадают негодные люди



Если сообщение СКР не исказило биографию чиновника, то возникает много вопросов. «Росгеология» включена в список стратегических предприятий, это акционерное общество со 100%-ной долей государства, оно занимается разведкой полезных ископаемых по всей стране для крупнейших отечественных и зарубежных компаний. Статус и форма собственности должны предполагать строгую проверку сотрудников АО, особенно ее топ-менеджеров, а значит, кадровики должны были внимательно изучить биографию Горринга-Ганижева (вне зависимости от того, сообщил он о смене фамилии или нет). Мы не знаем, как проводилась проверка, но известен ее результат: кадровые службы не выполнили роли фильтра, отсеивающего негодных кандидатов.

Скандал с Горрингом не первый в этом году. Пока Совет Федерации не ответил ясно на вопрос, как получил мандат арестованный недавно Рауф Арашуков: информация о его причастности к преступлениям появилась давно. Слова Валентины Матвиенко – что она не могла противодействовать выбору главы Карачаево-Черкесии, отправившего Арашукова в сенат, – звучат не очень убедительно.

Первые лица государства часто говорят об обновлении кадров, отборе молодых и перспективных управленцев. Нельзя сказать, что в этой сфере ничего не делается. Однако прыжки кандидатов со скалы и «тренировки» с применением бронетехники не отменяют проверки биографий претендентов для отбраковки негодных соискателей. В противном случае должности на госслужбе и в госкомпаниях так и будут распределяться по принципу клиентелл, а отдельные аресты мало оздоровят ситуацию.

Ведомости

__________________________________________________________

На этом все, читайте нас в фейсбуке, телеграмме и вконтакте



четверг, 7 марта 2019 г.

Google обнаружил дискриминацию сотрудников-мужчин




Google сообщил, что провел внутреннее исследование зарплат в компании и обнаружил дискриминацию мужчин. Оказалось, что им платят меньше, чем женщинам за аналогичную работу, сообщается в блоге компании.
Google обнаружил дискриминацию сотрудников-мужчин


Из-за результатов этого исследования Google обещает выплатить компенсации 10 677 сотрудникам. Сколько из них мужчин и женщин – не раскрывается. В сумме на это компания потратит $9,7 млн.

Google назначает зарплату сотрудникам при помощи алгоритма, который учитывает такие факторы, как производительность, местоположение и работа, объясняет газета The New York Times. Кроме того, менеджеры рассматривают субъективные факторы о положении и будущем сотрудника в компании и должны предоставить обоснование для своего решения, отмечает издание.

Сейчас в суде находится иск одной из бывших сотрудниц Google, которая требует выплаты из-за дискриминации по половому признаку. The New York Times рассказывает подробности этого дела: бывший инженер Google Келли Эллис была принята на работу в 2010 г. в качестве сотрудника третьего уровня, а через несколько недель компания наняла мужчину с аналогичным опытом на такую же должность сразу на четвертый уровень. Более 8300 бывших и настоящих сотрудниц Google могли бы присоединиться к этому иску, уточняет The New York Times.

В прошлом году тысячи сотрудников Google по всему миру устроили акции протеста. Они пытались обратить внимание на случаи сексуального домогательства, гендерного неравенства и расизма на рабочем месте.

Ведомости

__________________________________________________________

На этом все, читайте нас в фейсбуке, телеграмме и вконтакте