От себя: Вы можете совершенно бесплатно воспользоваться услугой Сколько я стою на рынке - заполнив анкету, вы сможете узнать, насколько ваша зарплата выше / ниже рынка
Этим летом директор московской школы № 1564 Татьяна Смирнова искала к новому учебному году пять новых сотрудников – учителей начальной школы, английского языка, информатики. Особенно нужны были учителя младших классов, потому что в этом году первоклассников больше. Обычно, рассказывает она, школа размещает объявление в городской службе занятости и на своем сайте. Кроме того, Смирнова пользуется банком резюме департамента образования Москвы, где с 2015 г. публикуют резюме студенты педагогических вузов и педагоги. В этом году конкурс на одну вакансию в школе составил 20 кандидатов на место – Смирнова встретилась со 100 соискателями. Всего в школе № 1564 работает 116 учителей.
Потребность в учителях в России растет из-за строительства новых школ и увеличения количества учеников в младших классах, считает Роман Дощинский, начальник отдела гуманитарного образования Московского центра развития кадрового потенциала образования. По данным Росстата, еще в 2012 г. в России было 13,3 млн учеников и чуть более 1 млн учителей, а в 2018 г. – 15,5 млн школьников и 1,2 млн педагогов.
Как нанять учителя
По данным HeadHunter, в июле – августе 2018 г. российские образовательные учреждения разместили на портале 1967 вакансий со словами «учитель» или «преподаватель» против 1110 таких вакансий в июле – августе 2017 г. А портал объявлений Аvito.ru проанализировал 1250 вакансий учителей, размещенных в разделе поиска работы, и выяснил, что за последний год потребность в учителях выросла на 13%.Школы редко публикуют вакансии на общедоступных сайтах поиска работы, рассказывает сооснователь сайта поиска работы Future Today Иван Сафронов. По его словам, школы в большинстве случаев ищут учителей по старинке – через связи и рекомендации. «Я пользовалась HeadHunter года два назад, когда искала административный и инженерный персонал», – рассказывает Смирнова.
Однако опрошенные «Ведомостями» директора государственных школ признались, что все чаще ищут учителей через закрытый интернет-ресурс – банк резюме департамента образования Москвы. По словам Любови Стебуновой, начальника отдела практической подготовки и трудоустройства Московского городского педагогического университета, который администрирует банк резюме, в июле – августе 2018 г. в банке разместили резюме 1225 соискателей, из них более 1000 претендовали на должность учителя. Работодатели просмотрели резюме 21 282 раза.
Какие преподавательские кадры нужны? Активнее всего школы ищут хороших специалистов по предметам, входящим в ЕГЭ, говорит Екатерина Морозова, председатель Единой независимой ассоциации педагогов. Чем лучше учитель, тем выше баллы учеников по ЕГЭ, соответственно, выше место школы в рейтинге и государственные гранты и выплаты, объясняет она и добавляет: рейтинговые школы получают от государства гораздо больше, чем отстающие, и дифференциация в финансировании между школами довольно высокая.
Один из главных критериев отбора учителей в Москве – результаты педагога по профильному ЕГЭ (его учителя сдают ежегодно). Например, получить должность учителя старших классов может только кандидат, который набрал выше 85 баллов по ЕГЭ, рассказывает директор московской государственной школы «Покровский квартал» Илья Новокрещенов. В этом учебном году «Покровский квартал» нанял шесть новых учителей. Конкурс составил 25 человек на место, говорит Новокрещенов. По его словам, в основном школа ищет учителей в базе резюме, кандидаты также присылают резюме на электронную почту школы: в августе Новокрещенов получал по 3–4 резюме от кандидатов каждый день. Среди них было много учителей из частных школ, а также педагогов из регионов.
В московской школе № 1505 работает 140 учителей, средний возраст педагогов – 42–43 года, рассказывает директор школы Леонид Наумов. По его словам, преподавательская нагрузка учителей составляет 21–22 ч в неделю, а традиционно наиболее востребованы преподаватели основных предметов – русского и английского языков, а также математики. В учебной программе на эти предметы выделяется много учебных часов. А сильнее всего растет спрос на учителей информатики, физики и математики, говорит Наумов. По его словам, естественные науки стали пользоваться большим спросом у родителей и в московских школах активно развиваются инженерные, медицинские и академические классы.
Частные школы ищут учителей в основном по рекомендациям, на сайтах поиска работы, форумах и через рекрутинговые агентства. Чтобы переманить педагога из государственной школы, ему предлагают зарплату выше на 15–20%, говорит Алена Медвецкая, руководитель практики «Образование» рекрутинговой компании MarksMan.
Среди школ, которые в августе публиковали объявления на Avito.ru, 38% были государственными, 32% – частными, а еще 30% – это образовательные центры, языковые школы, детские развивающие и языковые центры.
Зарплаты и надбавки
По данным банка резюме, квалифицированные учителя с опытом работы обычно рассчитывают на зарплату в 70 000–90 000 руб. в месяц, рассказывает Стебунова.В каждом регионе средняя зарплата педагогов в школе должна равняться средней по области или краю, сообщила «Ведомостям» пресс-служба Министерства просвещения. «Мы договорились с директорским корпусом, что в 2017 г. нижней планкой зарплаты учителя было 64 000 руб. в месяц, а в 2018-м – 68 000 руб.», – сообщил руководитель департамента образования Москвы Исаак Калина в одном из интервью.
По данным Росстата, в первом полугодии 2018 г. средняя зарплата педагогов в России составила 42 226 руб., а средняя месячная зарплата по всей экономике во II квартале – 44 477 руб. Зарплаты учителей сильно выросли перед выборами в начале года и пока сохраняются на том же уровне, говорит Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС.
Зарплата учителя помимо оклада включает компенсации (за опасные условия труда, например учителю химии за работу с химическими реагентами, за работу в трудном климате, с детьми с ограниченными возможностями или же за классное руководство) и стимулирующие выплаты (за победы учеников в олимпиадах, высокие баллы по ЕГЭ, дополнительные исследования или программы для учеников), напоминает директор развития образования ВШЭ Ирина Абанкина. Компенсации, говорит она, составляют около 5% общего дохода учителя, а стимулирующие выплаты – от 15 до 35%.
По словам Екатерины Морозовой, председателя Единой независимой ассоциации педагогов, в этом учебном году правительство Москвы увеличило выплаты педагогам, которые ведут классы с количеством учеников более 25 человек, – помимо обычных 800 руб. за каждого ребенка они будут получать ежемесячную надбавку в 12 500 руб. Кроме того, с 1 сентября надбавку в 10 000 руб. будут получать все учителя, которые используют на уроках интерактивные доски и учебные материалы с ресурса «Московская электронная школа» (МЭШ). В московской школе № 1505 с учетом надбавок за классное руководство и работу в МЭШ средняя зарплата учителей вырастет до 110 000 руб. в месяц, рассказывает Наумов.
В прошлом учебном году средняя зарплата педагогов в частных школах составляла от 100 000 до 120 000 руб. в месяц, говорит Медвецкая.
Однако нагрузка на учителей государственных школ тоже выросла: вместо прежних 18 ч в неделю они стали работать по 25–26 ч, говорит Дощинский. В школе № 1564 нагрузка на учителей составляет 24–25 ч в неделю, замечает Смирнова. Она не считает такую нагрузку чрезмерной – это пять уроков в день. За эту работу учителя школы № 1574, входящей в первую сотню лучших школ Москвы, получают в среднем 90 000 руб. в месяц. В частных школах за любые внеурочные кружки и занятия учителя получают дополнительные выплаты, знает Медвецкая.
В регионах, чтобы выполнить майские указы президента, многие губернаторы были вынуждены сокращать штаты школ, говорит Дощинский. По его словам, за счет разных источников финансирования (бюджетных и внебюджетных) школам России удалось удержать зарплаты на уровне, который требует правительство, но учителя работают на 1,5–2 ставки, руководят классами, ведут группы продленного дня или дополнительно готовят учеников к ЕГЭ. Классные руководители стараются набирать большие классы, потому что за каждого ученика получают доплаты, из-за этого в школах появляются классы по 35 человек вместо 25 по нормативу.
По словам Абанкиной, школы согласно распоряжению правительства № 722-р от 2014 г. отчитываются перед руководителями регионов, выполняют ли они целевой показатель соотношения учителей и учеников (на одного учителя 12,4 ученика). Если на одного учителя приходится меньше учеников, регион может урезать финансирование школы. Под удар попадают сельские школы, где на одного учителя не всегда можно набрать 12 учеников, говорит Абанкина.
Ведомости
_________________________________________
Читайте нас в фейсбуке, телеграме и вконтакте